Вот уже месяц как мои дочки занимаются на дистанционном обучении. Пятый и второй классы. 19-го февраля в школу мы не пошли. Старшая Настя не хочет ездить на автобусе на учебу, вид остановок её пугает. У младшей Алёны весь класс проголосовал за дистант. Вот как проходит наш обычный учебный день.
8.00 На дистанте спим с детьми до последнего. На очном детей будила в 7 утра. Малыш Алёша просыпается от моего будильника и просит дать грудь. Я радуюсь возможности еще пять минут поваляться в постели. С малышом на руках иду будить младшую дочь-второклассницу. Мои уговоры вставать мало помогают. Тут Алёша прыгает к ней в кровать, залазит под одеяло, играет в ку-ку, толкается и пинается. И так Алёна довольно быстро приходит в себя, идет чистить зубы и одеваться. Утром детей пою святой водой, даю просфору. Еще мою Алёне яблоко, которое она успевает съесть на перемене, а то и во время урока при выключенной камере. Срочно иду включать интернет на компьютере, подключаюсь по ссылке к уроку.
8.30 Начало учебы у дочек. Младшую Алёну усаживаю в кабинет со стационарным компьютером. Иду к старшей Насте, аккуратно стучу в дверь её комнаты. Она подключается к уроку с телефона, и обычно первый урок лежит в постели, слушая учителя в наушниках. Если нужно что-то записать, то пишет, подкладывая под тетрадку учебник. Ко второму уроку дочь все-таки садится за письменный стол.
9.00 Завариваю чай, готовлю кашу. Наконец занимаюсь малышом. Вместе делаем зарядку. Я лежу на спине и на свои согнутые ноги сажаю Алёшу, который изображает наездника. Потом он летает на моих руках как самолетик. Малыш подносит мне то одну игрушку, то другую. Просит поиграть в паровозик, показать карточки с изображениями домашних животных или почитать сказки. Но больше всего Алёша любит «помогать» маме на кухне — разбирать кастрюли, сковородки, чайники, а еще мыть посуду вместе со мной. Для этого он подвигает стул, залазит на него и отталкивает меня от раковины. Сам включает кран, обычно сильную струю, а дальше наливает, выливает, переливает из одной чашки в другую. Через пять минут работы его одежда становится насквозь мокрой, а под стулом образуется лужа.
10.00 Со второго этажа раздаются требовательные крики: «Мама, помоги!». Это Алёнка командует. Я выключаю газ на плите, чтобы ничего не пригорело, и бегу наверх. Малыш лезет по лестнице за мной.
— Что такое? – спрашиваю.
— У меня тест по окружающему! Что тут писать?!
Сажусь рядом, помогаю с заданиями. Потом фотографирую и отправляю учителю. Вскоре приходит сообщение в «Виртуальной школе» о пятерке. Кому пятерка? Маме, получается. Но не всегда все однозначно: помог ребенку – заработал пятерку. Бывало, мама за свою «помощь» и тройки получала. Не понимала сама, что нужно делать, а спросить толком некого. Родители в группе долго не отвечали, а учителя не хотелось беспокоить. Но мама же взрослая – сама лучше знает! Вот за свою самонадеянность и получила тройку.
Подсказать на контрольной работе – это каждый родитель с радостью сделает. А вот работать по картам урока, когда учитель на учебе или его вызвали на экзамены – это совсем другое дело. Нужно выполнить с ребенком классную работу, объяснить тему, сделать не одно, как в домашке, а три-четыре упражнения или задачи. И так нужно отработать минимум русский, математику и литературу. На это требуется великое терпение, усидчивость и любовь к своему чаду.
А ребенок-то чаще всего хнычет и жалуется, что он устал, у него болит нога или рука, что стол неудобный и стул тоже. В моем случае еще добавляется младенец под ногами, который за два часа сидения над картами уроков, устраивает на полу полный разгром. И потом чаще всего приходят вовсе не пятерки, в лучшем случае четверки. И они даются с большим трудом! А у мамы дом вверх дном, младенец в мокрых штанах стоит, на кухне обед не готов.
10.20 Наконец удаётся покормить младшую дочку, малыша и себя завтраком. Старшая Настя предпочитает покушать попозже. К тому же у девочек не совпадают перемены. Утром едим кашу – овсяную любит Алёна, а манную – Настя. Добавляем сухофрукты и замороженные ягоды с вареньем. Алёшу нужно еще поуговаривать поесть кашу или суп. То самолетик в ротик делаю, то потешки «Ладушки-ладушки» читаю, то на телефоне проигрываю свои видеозаписи, где малыш играет в паровозик.
Впрочем, бывают дни, когда малыш без всяких уговоров ест сам, важно поднося ложку ко рту. А совсем недавно – в полтора года – малыш доводил всю семью тем, что залазил на стул, с него на обеденный стол и все с оттуда сбрасывал. И так по 10 раз в день. Снимаешь его, а он снова там через 5 минут… Однако к году и семи месяцам наконец-то до малыша дошло, что за столом нужно «ам-ам», а на полу – «топ-топ».
11.30 Вот спускается 12-летняя Настя на завтрак. У нее свое меню, диета, пожелания, которые надо учитывать маме подростка. Она старается не переедать, ест разборчиво. Яйца в смятку, огурцы с помидорами, капуста тушеная только если завернута в блин. Во время завтрака я могу с ней обсудить её планы на день, много ли ей задали уроков, попросить чем-то мне помочь. Она первая помощница, когда надо посидеть с Алёшей. Она умеет его покормить, переодеть, развлечь, а я могу отлучиться по делам.
12.00 После очередной помывки посуды одеваю малыша, одеваюсь сама и мы идем на улицу. Гуляем обычно во дворе. Там у нас много дел. Нужно угостить коня яблоками или морковкой. Алёша садится на игрушечную машинку-каталку или снегокат и едет по дорожке к леваде, где гуляет наш конь Бихол. Малыш командует: «Бах, ам!» И лошадь берет с его ладошки половинку яблока. Еще надо привезти в тележке коню сена, сынок с радостью усаживается на сено.
Бывает, если в леваде не грязно и не скользко, я занимаюсь с конем, а малыш ходит вокруг левады, играет с нашими кошками. Кошек тоже надо покормить. Своих кошечек кормим обычно дома, но еще мы приютили одного кота, он живет на конюшне. У нас во дворе стоит деревянная детская площадка, которую смастерил муж, когда младшей дочери было два годика, то есть десять лет назад. Уже и младшая дочь на ней не играет. И вот площадка снова оказалась нужна! Мы катаемся здесь на качелях – сын на малышковых со спинкой, мама – на обычных. Малыш залазит по ступенькам на второй этаж домика и скатывается с горки прямо в сугроб. А когда к нам присоединяется Алёнка, мы играем в снежки и лепим снеговика.
Нужно проверить и гараж! Малыш любит находить там интересные для него вещи – банки, канистры, молотки, папины инструменты. Иногда ходим с сыном на ближайшую детскую площадку в нашем селе. Зимой там почти нет детей. Но иногда нам везет, и тогда Алёша охотно там гуляет. А если нет никого, то покатается на качелях и садится на свою машинку или снегокат и просится домой.
13.00 Пора кормить малыша обедом и укладывать спать. А у девочек после обеда начинаются кружки и секции. Их тоже надо покормить и помочь собрать сумки. Обе дочки ходят к репетитору по русскому и математике, в художественную школу, на плаванье, а младшая – еще в музыкальную школу. Возит их в основном дедушка, по выходным муж, бывает, что и я с Алёшей. Конечно, смотрим по обстоятельствам: когда слышны взрывы и объявляют ракетную опасность, на занятия не едем. Но если получается съездить поплавать в бассейне или порисовать с другими детьми, то это радость для дочек, возможность развеяться. На дистанционке тяжело находиться постоянно дома, не хватает движения и общения.
14.00 Ура! Малыш уснул. Однако эти ценные два часа чаще всего уходят не на мой отдых и развитие как личности, а на насущные дела. Надо самой помыться, приготовить ужин, в пятый раз помыть посуду, убрать с пола разбросанные игрушки. А так хочется перебрать фотографии, написать рассказ, заняться творчеством. Но только наведу чистоту вокруг, чтобы сесть и сделать что-то для себя, как малыш просыпается и требует маминого молочка. Лежу с ним по полчаса, иногда сама засыпаю. А если не сплю, то стараюсь в это время читать молитвы и книги для души.
16.00 Бывает, что малыш снова засыпает на полчаса. Бегу доделывать ужин, ведь скоро муж вернется с работы, а девочки – с занятий. Тут надо встретить, покормить и усадить Алёну за домашнюю работу. Прежде всего делаем русский и математику. Учитель просит отправить фото домашки до 6 вечера. Мы часто задерживаемся, дочка нервничает.
18.00 В идеале гуляю с сыном второй раз. Он обычно после сна плохо ест суп, а после прогулки во дворе сразу появляется аппетит. Вечером мы с ним загоняем коня в конюшню, кормим его овсом. Алёша сам несет тазик лошадке и наблюдает, как она кушает.
19.00 Семейный ужин. Это наша традиция – вечером собраться за столом, поесть вместе и пообщаться. Кто не голодный, тот пьет чай или просто сидит разговаривает. Семья – это корабль в бушующем море жизни, где отец – капитан, мать – боцман, а дети – матросы. И нужно обсуждать, куда мы плывем и какие у кого обязанности и права. Старшая дочь каждый день развешивает белье и по выходным убирает в своей комнате, младшая – кормит рыбок и заправляет постель. А муж после ужина моет посуду, на выходных готовит что-нибудь вкусненькое и отпускает маму в бассейн.
20.00 Мы все еще доделываем домашнюю работу. Остались литература, окружающий мир, английский, а еще задания в художественной и музыкальной школе. Дело усложняется тем, что Алёша бегает рядом, норовит залезть на письменный стол и размалевать тетрадки.
21.00 Купание малыша. Обмываю его в тазике или под душем, даю резиновые игрушки. В это время Алёна сама доделывает домашнюю работу.
22.00 Читаем молитву с детьми перед сном. Потом читаем по очереди с мужем Алёне детские книги.
22.30 Дети спят. Если я сама не засыпаю после книги, то еще часик или полтора хожу и убираю игрушки, развешиваю белье, складываю еду в холодильник. Этот рассказ я тоже писала после 11 ночи. Засыпала, но писала…