От года до двух

Играем на детской площадке

В феврале, когда Настеньке был годик с небольшим, стала гулять с ней возле горок, катать на качелях. Маленькие ножки в дутиках топали по снегу, подкашивались и поэтому я держала ее за капюшон. И только в апреле я перестала страховать дочь при ходьбе. И то первым отпустил Настю в свободное плаванье папа. А мне все было боязно… Ближе к полутора годам Настенька уже вовсю бегала. Особенно любила убегать от мамы на детской площадке. Младшая Алёнка пошла почти в год и два месяца, тогда уже было лето, и держать малышку за одежду было неудобно. Долго ходили с ней взявшись за ручку. А старшая Настя водила сестру за две руки. Со вторым ребенком боялась я уже меньше, но без падений, конечно, не обошлось и в этот раз.

В песочнице Настя впервые была замечена в середине апреля. Тогда я одевала ей варежки, чтобы ручки не пачкала. А летом что оденешь? Стали пользоваться влажными салфетками и мыть руки сразу после прогулки. Вначале дочка насыпала в ведерко песок руками, вскоре научилась орудовать лопаткой. Она повторяла за мной последовательность движений при изготовлении пасочки. Правда, сама пасочка у нее долго не получалась. В основном играли с дочкой в веселую игру: мама пасочку строит, а она ее рушит. Младшая Алёна тоже любила подолгу возиться в песочнице. Правда, сидела она там одна или с сестричкой. Мама в это время пропалывала грядки и занималась другой работой по саду и огороду.

Обе дочки с удовольствием катались с горок. Ближе к полутора годам они уже сами забирались по ступенькам наверх. Мама, конечно, внизу страховала. Усевшись на вершине горки, и одна, и вторая дочка, используя мимику и жесты, просили маму подать руку. И лишь ухватившись за руку, с радостью катились вниз. Вскоре их поведение менялось. Мама по привычке предлагает руку, а малышка не берет, отказывается и с гордостью демонстрирует, что может скатиться сама. Причем у Алёнки это стремление к самостоятельности проявилось пораньше. А Настюшке понадобилась более долгая мамина поддержка.

Настя росла на городской детской площадке. Когда мы еще жили в квартире, то каждый день ездили на велосипедике на большую площадку, где всегда были другие детки и мамы. Насте было с кем поиграть, а мне с кем поболтать. Особенно было интересно дочке играть с чужими игрушками. Увидела Настя красивую колясочку у девочки, подходит, протягивает руку и всем своим видом показывает, что хочет с ней поиграть. Я спрашиваю разрешение у взрослых, и говорю ей: Настя, можно! Тогда дочь хватает коляску и скорее убегает с ней в дальний угол площадки, чтоб не отобрали. Таким способом она берет поиграть машинки, каталки, мячи. И лишь когда ее внимание переключается на другую игрушку или она соглашается скатиться с горки или поиграть в песочнице, только тогда я возвращала игрушку владельцу.

Алёнка росла в сельской местности. Площадка была у нас во дворе. Особенно летом на ней собиралось много соседской ребятни. Когда малышке было год и четыре месяца, в микрорайоне поставили детскую площадку, и у нас появилось еще одно место для прогулки. Чаще всего мы играли на площадке одни или с Настей. А опыт по выпрашиванию игрушек младшая дочь приобретала почти круглосуточно, потому что рядом была старшая сестра. Нередко детям удавалось договариваться без моего участия.

Когда же случались стычки – Настя не хотела дать поиграть игрушку, отчего Алёнка плакала – мне приходилось успокаивать на руках младшую и в это время говорить со старшей. Объяснять ей, что в этом возрасте малышей нужно чем-то отвлечь, а если не получается, то отдать игрушку и подождать пока они сами ее оставят, а потом уже забирать.  И в конце лекции я добавляла, что ты сама еще недавно была таким капризным малышом… Чаще всего такое объяснение срабатывало, если упрямство Насти не брало верх.

 Победы и поражения в приучении к горшку

В годик Настя позволяла себя усаживать на горшок и успешно делала свои дела. И вдруг в год и три месяца стала противиться, чтобы ее высаживали – упираться ногами, плакать, капризничать. Я примерно понимала, когда она должна сходить: сразу после еды, сна, после того, как много выпила жидкости. Однако, даже когда она хочет справить нужду, она не хочет садиться на горшок! Я отстаю от нее, и вскоре она мочится на пол рядом с горшком… Впрочем, успехи бывали, но не долгосрочные. Когда я отслеживала ее походы в туалет, то с помощью игрушек усаживала дочь на «трон» и все получалось. Однако каждый день и каждый час думать о горшке мне самой было тяжело.

Когда Насте было полтора года горшок приносил мне и ребенку сплошные стрессы и разочарования. Тогда я решила не насиловать дочь, поставила горшок на видном месте, и успокоилась сама. Спустя три месяца участились случаи, когда дочь стала сама садиться на горшок. Правда, иногда она забывала снять штаны, но я все равно хвалила. В этом возрасте Настя стала лучше понимать мои просьбы, но не всегда это срабатывало. Говорю: пойдешь на горшок? Она: ня бум! И что не спросишь, все отказывается. Если силой усадить, то ревет. Когда она просыпается, говорю, что пора на горшочек. Она тут же воспринимает мои слова, и мне приходится менять простынь.

В Настиных полтора года стали гулять без памперсов. Как раз наступило лето, и на прогулку я брала с собой пару-тройку сменных штанов. Этим я здорово усложняла себе жизнь, потому что дочка все равно умудрялась за полтора часа подмочить одежду. Мои усилия не увенчались успехом, и осенью мы снова вернулись к памперсам. Зато следующей весной от памперсов полностью отказались на прогулке и даже во время поездок в город. Стали успешно ходить на взрослый унитаз. А вот памперс на ночь одевали до 3 с половиной лет. Нам поставили энурез. Настя пропила курс таблеток, улучшающих работу мозга, и прошла два курса массажа. Постепенно проблема стала уходить.

С Алёнкой такие трудности не возникали. Возникали другие… Не могу сказать, что я активно приучала дочь к горшку. Я помнила Настин негативный опыт и особо не настаивала. А когда случались неудачи, сама не расстраивалась. Знала, что еще не пришло время. И замечания окружающих по типу «а мы в вашем возрасте…» меня так сильно не трогали как раньше. Я даже привыкла к тому, что малышка подмачивает штаны и может даже по большому сходить. У меня была заготовлена стопка старых пеленок на «всякий пожарный».

Я даже не помню, как и когда вдруг произошло, что младшая дочка стала проситься на горшок. Когда ей исполнилось год и пять месяцев, в одночасье ее организм созрел и с того момента почти не давал сбоев. Ее просьба «ка-ку» заставляла меня бежать в туалет, снимать ей штаны и радоваться полученным «результатам». Вскоре я обнаружила, что после ночного сна памперс остается сухим. Я надела его еще пару раз на всякий случай, пока он окончательно не истрепался. И все! Я поблагодарила Алёнку за экономию семейного бюджета и мое удобство, спрятала старые пеленки и стала почаще оставлять малышку с бабушкой.

Учимся разговаривать

Первым Настиным словом в восемь месяцев было — мама. К году дочь говорила: папа, баба, бах. В год и два месяца: алле, ав-ав (собачка), на (когда отдает). В год и четыре месяца: ко-ко (курочка), ме (козочка), ляля, кака, баль-баль (вода), бути (ботинки), цеточк (цветочек). Всего к этому времени она произносила более 15 слов.  А понимала, безусловно, гораздо больше. Говорю: пошли гулять – стучит по двери. Будешь пить – подходит и пьет из чашки. Принеси мячик – несет. Давай кушать – шлепает губами. Появилось и первое притяжательное местоимение – маня мама. Пошли вопросительные предложения: Мама, де папа? Папа там?

В год и восемь месяцев Настя говорила более 35 слов. Добавились: да, все, ап, ма (нету чего-то), там, кач (качели), деда, сисю, мяу, а также тук-тук, кап-кап, ням-ням, ку-ку, топ-топ, ту-ту (поезд), ля-ля-ля (музыка). С этого времени решила поменьше использовать упрощенные слова.  Теперь вместо ав-ав я говорю собака, пусть привыкает. Еще дочка стала много и часто балаболить на своем непонятном языке. Много задает вопросов, делает выводы. Например, соседи стучат за стенкой. Настя: авт это? Отвечаю: это дядя вредный стучит. Она хлопает себе по попке, как бы говоря, что дядю надо наказать.

В год и десять месяцев слова ловит на лету, знает более 75 слов. Среди новых: куда, котя, иго-го, дать, спать, в гости, встань, много, мокко (мокро), стой, пупок, яга (ягодка), кем (крем), аппах (апчхи), бука (булка), суп. Освоила глаголы в форме инфинитива и умело повелевает родителями: мама, иди! Повторяет за взрослыми как попугай до тех пор, пока не получится похоже. Часто новые слова появляются в ее лексиконе после переживания новых впечатлений. Особенно четко у Насти получилось выговорить слово «огонь». Видимо ей запомнился костер, который разжег папа.  Еще пару раз повторила это слово в церкви, когда увидела свечи.

Языковый прорыв случился ближе к двум годам. Стала говорить более осознано, запоминает, о чем сказано и потом воспроизводит. Говорю ей: поедем к бабушке сегодня. Она радуется: к бабе! Через некоторое время повторяет: к бабе поидим! Стала распознавать имена. Спрашиваю: как зовут маму? – Аня. — А папу? – Адей. Помнит имена бабушек и дедушки, повторяет даже клички животных. Отвечает на вопросы. — Как говорит собачка? – Гав. – Как кошечка? – Мяу.

Когда спрашиваешь, пойдем гулять или кушать, то отвечает да или нет, буду или не буду. Говорит «спасибо» — не очень четко, но к месту. Ликует – вместо ура кричит «ю-я»! Когда просыпается утром, говорит: Мама, встаем, пошли! Освоила приседания, говорит при этом «сели-встали». Про куклу говорит: ляля сидит, ляля стоит. В два года говорила более 100 слов. Из последних: машина, собака, кушать, гулять, лошака (лошадка), мяч, касиво (красиво), дева (девочка), газ, опасно, деять (делать), камить (кормить), домик, тапи (тапки), штаниши, носок, бегом, малыш, пупсик, читать.

К сожалению, количество слов своей младшей дочки я уже не считала за неимением времени. Многие детские слова, которые звучали у Насти, мы слышали у Алёны, но появлялись они либо чуть раньше, либо чуть позже, чем у сестры. Например, слово «ав-ав» Алёнка стала называть, когда ей и года не было. А все потому, что дочка каждый день на прогулке встречалась с собакой, которая живет у нас во дворе. А слова «ме-ме» и «ко-ко» освоила позже, чем Настя, которая жила летом у бабушки и общалась с курочками и козочками.

Повлияло и время года, на которое пришлось речевое развитие. Для Насти это было лето, поэтому появились слова «цеточк (цветочек)», «кач (качели)», «ту-ту (поезд)», на котором дочь ездила на море. Алёнка стала балаболить осенью. Она часто ездила в автокресле, с радостью играла с Настей, обожала животных. С этим связаны ее слова: би-би, Нася, ляля, баша (башня), мяу, ме-ме, и-го-го.

Младшая дочь многие действия повторяла за старшей. Она убегала из-за стола, когда видела, что Настя уже поела. И я просила старшую подождать пока младшая сестричка докушает. То же было и со словами. После многочисленного ежевечернего повторения требования Насти «мама, включи мультик», вскоре к моему удивлению Алёнка в свои год и девять месяцев тоже начала скандировать «мульти-мульти!». Некоторые слова у младшенькой были особенные. Например, «мо-мо» (мокро), «бо-бо» (больно), «а-а-а» (спать). А по утрам у Алёнки был целый ритуал. Она просыпалась и принималась у меня расспрашивать: Папа? Я отвечаю: На работе. – Настя? – В садике. – Ав-ав? – На улице. – Мяу? – В котельной.

Были слова, которые часто повторяли обе мои дочери в преддверии своего двухлетия. Слово «бах» означало, что какой-то предмет упал, сама малышка упала или она специально что-то разбрасывает.  Слово «ма» в значении «нету» дочки говорили, когда закончилась каша в тарелке, когда мама спрятала опасный предмет, когда кого-то из членов семьи нет за столом. Популярное у всех малышей слово «кака» означало мусор, который надо выбросить, грязь на ботинках, сообщало о желании пойти в туалет у Алёнки. Слово «куку» приглашало поиграть, обе девочки очень любили прятаться сами или прятать игрушку.

Игрушки, книжки и творчество

Ближе к году Настя освоила процесс собирания пирамидки, механизм запуска юлы. В последующие месяцы она с удовольствием строила башни из кубиков. Ближе к двум годам ее вновь захватило строительство, потому как у нее появился конструктор с крупными деталями. Привлекали ее и сортеры в виде домиков с фигурами зверюшек, которые надо было вставлять в отверстия в форме круга, квадрата, треугольника. С наступлением весны, когда дочке исполнилось год и три месяца, у нее появилось сразу три крупные игрушки. Это машинка, на которой можно ездить, отталкиваясь ногами, трехколесный велосипед и большая лошадка-каталка.

Пожалуй, главным персонажем в Настиной коллекции игрушек был большой пупс в 45 сантиментов роста, к которому прилагались ванночка, горшок, тарелки с ложками. И первые сюжетно-ролевые игры у дочки были связаны именно с этой куклой, которую она ласково называла Лялей. В свои год и восемь месяцев она кормила пупса, вытирала ему ротик, раздевала, купалась вместе с ним, катала в коляске на улице.

Ближе к двум годам большой популярностью у дочки стали пользоваться книги. Она делала вид, что читает сама. Приносила книги мне и просила почитать на определенной странице. Знала некоторые стишки и потешки, инсценировала их жестами. «Идет коза рогатая…» — складывала пальцами и перебирала ими. «Сорока-ворона кашу варила…» — водила пальцем по ладошке. «Жили у бабуси два веселых гуся…» — напевала «ба-бу-си». «Ох, пропали гуси…» — бралась за голову руками. «Выходили гуси, кланялись бабусе…» — кланялась и махала рукой.

Первым ее стихотворением, которое она рассказывала вместе с мамой в два года, был отрывок из «Телефона» Корнея Чуковского.  — У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Она отвечает: Слон! – Откуда? Она: От вебюда. – Что вам надо? Она: Колада. – Для кого? Она: Сына! С двух лет начали укладываться на дневной и ночной сон с книжками. Поставила этажерку с книгами возле кровати. Дочка перетаскивала книги в кровать, давала их мне и повелевала: читать! Бывало, что я по часу читала, а она все никак не засыпала…

Интерес к творчеству проявился у Насти прежде всего через рисование. В год и десять месяцев рисовала на бумаге, столе, шкафе. Хорошо, что обои не трогала. Я оборудовала ей специальный столик для рисования, она сама доставала коробку с карандашами и рисовала, когда ей захочется. Конечно, чаще всего инициатором творчества выступала я. Вместе с дочкой делали аппликации. Я вырезала из цветного картона цветочек, она приклеивала. Клеили готовые наклейки на ватман. Я лепила из пластилина зверюшек, которых она заказывала. Она тоже их пыталась долепить, но зверюшки при этом ломались.

Когда младшая Алёнка чуть подросла и стала интересоваться игрушками, недостатка в них у нее не было. От меня требовалось только отобрать игрушки, соответствующие ее возрасту. В отдельном углу на коврике у нее стояли неваляшка, юла, домик-сортер, пирамидка. Однако интерес к играм старшей сестры все же брал верх. И малышка с интересом играла в куклу Барби, и именно ее, а не Настиного пупсика укладывала спать и кормила. В некоторые игрушки девочки любили играть вместе. Например, Настя строила башню из кубиков, Алёнка рушила. То же происходило с железной дорогой.

Позже дочки стали строить башню из конструктора – кто выше построит. Настя любила накрывать на стол, расставлять детскую посуду, раскладывать туда сушки и кормить Алёнку. Конечно, у обеих девочек имели успех музыкальные игрушки с кнопочками, огоньками и приятными мелодиями. Однако нервы родителей часто не выдерживали после прослушивания детской песенки по 20 раз в день. И батарейки в них быстро садились, поэтому эти игрушки я иногда прятала, а потом доставала вновь. А вот машинок за все пять лет жизни с детьми мы нажили всего пять штук.

Книги младшая дочь любила меньше, чем старшая. Видимо виной тому я сама, потому что ленилась ей читать. Еще сыграла роль традиция, которую ввел папа для старшей дочки, пока я была занята младенцем Алёнкой. Это просмотр мультиков на ночь вместо чтения книги. В итоге перед телевизором вечером сидят обе дочки.

По поводу творчества могу сказать, что в основном оно совместное, потому что удобно заниматься в двумя детьми одновременно. Готовимся к Новому году – рисуем елочку пальчиковыми красками. Алёнка тоже водит пальчиком как умеет. Если лепим пластилином, старшая дочь лепит какую-нибудь фигурку, а младшая — делает аппликацию, прилепляя шарики пластилина к картонке. Бывает, с каждой дочкой отдельно занимаюсь. Например, когда нужно выполнить сложный рисунок со старшей или развлечь младшую, пока сестра в садике.

 

P.S. Эта запись предназначена для частного использования. Публикация и распространение возможны только с указанием авторства. Использование в коммерческих целях запрещено. Автор текста: Анна Аткина. Фото Михаила Амбросимова и Анны Аткиной. «Записки мамы».