6-12 месяцев

Вводим прикорм

Насте впервые дала попробовать что-то кроме сиси в 6 с половиной месяцев. На две недели мы задержались из-за того, что готовились, а потом отходили от прививки. Дала дочке чайную ложку простокваши собственного производства. Молоко сквасилось за ночь на подоконнике. Сам процесс Насте понравился: сосала ложку, брала ее двумя руками, делала вид, что ест сама. Рот и руки были в простокваше. Решила начать с кисломолочных продуктов, так как дочь набирает хорошо вес (иначе начала бы с каши), зубов еще нет и малышка еще не сидит. А еще немаловажный момент – кисломолочка ближе всего по составу к материнскому молоку, содержит бифидобактерии, полезные для пищеварения.

С Алёнкой было по-другому. Прикорм начала в 5 с половиной месяцев. Дочка уже сидела, вес был ниже нормы. По привычке начала с простокваши, но потом практически сразу перешла на овощи и каши. И правильно сделала: у Алёнки почти с рождения наблюдались признаки аллергии (трещинка за ушком, покраснение в шейных складках), а белок молока, как известно, довольно сильный аллерген. Однако у старшей Настеньки в младенческом возрасте тоже случались высыпания. Например, в 7 месяцев была реакция на вареный кабачок, в 9 месяцев – на свинину. Я на месяц это отменяла, потом ели эти продукты без проблем в составе овощных рагу (кабачок, картошка, морковка, мясо). Еще высыпали красные точки на попе, ножках, когда я принимала антибиотики, комплексные витамины, и когда ставила дочке свечи парацетамола в течение трех дней, чтобы сбить температуру.

Гречневую и овсяную муку делала сама – молола на кофемолке гречку и геркулес. А рис не получилось качественно перемолоть. Пришлось купить безмолочную рисовую кашу быстрого приготовления. Однако покупным кашам никогда не доверяла. Не нравился вкус, состав с химическими витаминами и срок годности: мука начинала дурно пахнуть через месяц. С Алёнкой я впервые попробовала варить каши из толокна – гречневого, овсяного, кукурузного. Во-первых, удобно, ведь молоть ничего не нужно. Во-вторых, более питательно и полезно, ведь толокно изготавливается из пророщенного зерна. В-третьих, срок годности толокна – полгода и больше. Пачка толокна уходила примерно за два месяца. А покупные каши я никак не могла израсходовать за месяц, и чаще всего их приходилось выбрасывать. Цена у толокна была такая же, как у быстрорастворимых каш. Только вот, чтобы купить толокно, приходилось специально ездить в магазин диетического питания.

Отдельная история про стульчик для кормления. Первую неделю прикорма обе мои дочки принимали еду, сидя на моих коленях. Однако, когда прикорм один или два раза в день превратился в полноценные кормления по 4-6 раз в день, то пришлось воспользоваться специальным стульчиком.  Процесс кормления становился более цивилизованным. Однако были некоторые нюансы. С Настей мы все время ездили к родителям с ночевками и брать с собой стульчик было неудобно, поэтому ели как придется. Алёнка в стульчике норовила вставать, в итоге ела в основном стоя. Потом она и вовсе стала вылезать оттуда, пыталась перелезть на мои колени или на большой стол. А сколько раз обе мои дочки «подмочили» бедный стульчик, и сколько раз мама его мыла – не сосчитать.

Наряду с, так называемым, педиатрическим прикормом, старалась применять и элементы педагогического. Целью такого прикорма становится не количество съеденной каши, а приобщение ребенка к культуре питания и знакомство с разными видами пищи. Обе дочки тянулись к еде из моей тарелки. По мере возможности я давала кусочки картошки, отварную гречку, кусочек хлеба, блинчик и др. Конечно, делала это с осторожностью. Старалась не расслабляться, ведь сегодня ребенок кушает клубничку с улыбкой, а завтра все соседи не забудут напомнить, что у ребенка красные щечки, и нужно будет неделю или больше сидеть на строгой диете. Так было с Алёнкой, которую сыпало на кефир, брынзу, творог, банан. Ситуация ухудшалась, когда я поем сладкого, когда меня мучали запоры. А для воспитания культуры приема пищи всегда старалась, чтобы вся семья кушала за одним столом и в одно время. Ужинаем вместе с папой, а завтракаем и обедаем втроем с детками. Готова признать и свои недочеты в создании культуры питания. Часто позволяю деткам перекусывать в машине, а потом вся машина — в кусочках сушек. Когда Алёнка ползает по полу, даю ей погрызть яблочко, а потом собираю огрызки по полу.

DSC_2972 копия

Горшок: в начале пути

Знакомство с горшком состоялось у Настеньки в восемь месяцев. Тогда, собственно, я купила это приспособление. Горшок появился и стал символом того, что ребенок вырос и его уже можно обучать всем известным премудростям. Однако Настю горшок заинтересовал лишь как очередная игрушка. Вначале она соглашалась усаживать себя на трон, то есть играть в игру. И чаще всего у нее даже получалось сделать свои дела. Однако, как я потом поняла, до настоящего овладения горшечным навыком было еще далеко. После года дочери надоела игра в горшок. Да и вообще ей многое в это время надоело, например, она стала протестовать против осмотра педиатра, причастия в церкви и т.д. Собственно, наступил кризис одного года!

Вот как все происходило. Я примерно понимала, когда дочь должна сделать свои дела: сразу после прогулки, после еды, сна, после того, как много попила. Но! Даже когда она действительно хочет «пи-пи», она не хочет садиться на горшок! Я отстаю от нее, и она мочится на пол рядом с горшком. Видимо, в знак протеста… Впрочем, успехи бывали, но не долгосрочные. Когда я отслеживаю ее походы в туалет, я могу с помощью игрушек усадить ее на горшок, и у дочки все получается. Однако я не могу весь день думать только о горшке — все «пописы» отследить просто нереально! А наши успехи лишь кажущиеся. Путь к горшку, ох, какой длинный! Горшок в течение нескольких месяцев приносил мне и Насте сплошные стрессы и разочарования, нарушал наши гармоничные отношения с дочкой. Тогда я решила не насиловать дочь. Горшок стоял на видном месте и ждал своего времени, которое пришло, когда дочке исполнилось два года.

Алёнкин горшок появился, когда ей было 5 месяцев. Она к этому времени уже сидела сама. Высаживаю на него дочь, когда она просыпается после ночного и дневного сна, а еще, когда она давно не мочилась. Чаще всего «по-маленькому» мы ходим без проблем. Сидим на горшке по три-четыре раза в день, в остальное время нас выручают многочисленные штаны, а также памперсы, которые одеваем на улицу и ночной сон. А вот «по-большому» мы на горшок ходим с переменным успехом. При успешном течении обстоятельств – когда я слежу, а дочка не сопротивляется – у нас все получается. А когда наоборот, то приходится застирывать грязные штаны. Сама себе поражаюсь, почему эта неприятная обязанность перестала вызывать у меня брезгливость. Наверное, потому что Алёнка находится в младенческом возрасте. У меня же под воздействием материнства, грудного вскармливания выделяются особые гормоны, которые успокаивают, заставляют тискать малыша, все ему прощать. К старшему ребенку такой тяги уже нет…

Дочкины поползновения

После курса общего массажа в почти шесть месяцев Настя стала ползать по-пластунски вперед. До этого пятилась назад. Теперь каждый день тренирую ее: выкладываю дочь на нашу большую кровать, а в другой угол кладу игрушку, которая ее интересует. И малышка старается до нее добраться: пыхтит, попу поднимает, носом в покрывало упирается, но ползет. Ближе к семи месяцам стала увереннее становится на четвереньки, стоит так покачиваясь, затем плюхается на живот. За одну неделю села, а потом встала в кроватке сама! Вскоре она научилась вставать из положения сидя, а затем садиться из положения стоя. Подобные тренировки позволили укрепить мышцы, и выработать уверенность в своих силах. И дочь стала меньше заваливаться, биться об пол и различные предметы, и вдруг в свои восемь месяцев научилась ползать по-настоящему. Однако ползает недолго – добирается до опоры (стены, дивана, бортика кроватки и др.) и встает. Стоит и улыбается, даже играет стоя. Со временем расстояния увеличились: дочь стала ползать из комнаты в комнату, особенно ей понравилась ванна. Чаще всего ползет туда, где нахожусь я. Ищет маму, ориентируясь по голосу.

В 9 месяцев впервые стало получаться открывать шкафчики на кухне. Открывает дверцу, вытаскивает содержимое с большим энтузиазмом. Конечно, приходится потом за ней убирать, но зато пять минут свободного времени маме обеспечено. Можно что-нибудь быстро приготовить. Правда, иногда прищемляет пальчики и плачет, но интерес к исследованию у малышки не пропадает. Скорее наоборот – она находит все новые объекты для исследования: на кухне вытаскивает пакеты, кастрюли, коробки, бутылки, лезет чуть ли не к мусорному ведру. В зале ползет к комоду и раскидывает вещи, открывает тумбочку и высыпает из папок открытки, стягивает на пол книжки. Пришлось открутить пару ручек на шкафах, где-то я завязала ручки ленточкой.

Алёнка целых три месяца обитала в манеже, где довольно рано научилась сидеть. Так она сидела в своем домике, игралась с игрушками. А потом вдруг стала рвать клеенку на дне манежа. Пару раз я заклеила скотчем дыры, но дочь продолжала свою деятельность. Пришлось манеж убрать. Да и время уже пришло учиться ползать. В шесть с половиной месяцев выпустили дочку на пол. Она там тоже сидела. Попытается поменять положение, крутанется на одном месте и снова сядет. Настя подманивала ее игрушками, не особо помогало. Алёнка у нас такая: ее лучше не торопить, сделает, когда сама будет готова. Впрочем, поползла она довольно быстро – за неделю тренировок. Я как раз успела помыть пол, убрать все небезопасные предметы на верхние полки, сделать ей уголок с крупными игрушками. Вскоре маленький следопыт уже следовал за мной по пятам. И с не меньшим энтузиазмом опустошала шкафы во всем доме. Особенно ей нравится шкаф с обувью в прихожей. Любит собирать в кучу всю обувь – папину, мамину, сестричкину и свою.

DSC_9510 копия

Топотушки

Однажды, когда Насте было 8 месяцев, она впервые отпустила обе руки, когда стояла около стула. Несколько секунд она держала равновесие! Однако по над диваном и за ручки ходить пока не пробует, просто переступает на месте. В десять месяцев освоила искусство ползания в совершенстве. Стала передвигаться очень быстро, практически бегает как собачка. Когда папа приходит с работы, она пулей мчится в коридор. Вскоре стала усиленно тренироваться ходить. Сделала один шаг и упала на попу. Потом 2-3 шага, потом 5-7 шагов. Шаги делала мелкие, разводила руками для равновесия. Если же мама или папа держали ее за ручку, то шагала широко и уверенно.

Однажды вечером после купания в ванночке сама прошла первые три метра по залу! Всего сделала 14 шагов! Шла босыми ногами, покачиваясь, во рту держала мамины бусы. Вот так – жевала бусы и шла. Вскоре стала подходить к маме, когда ее зовут. Или же может идти от мамы к тому предмету или человеку, которые заинтересовали. Однако, перейдя на новую ступень развития, стала чаще падать. То падая на попу, откинется головой и ударится об пол, дверь или коробку с игрушками. Видимо, маме нужно на время усилить меры безопасности и просто пережить этот период, когда ребенок привыкает к новой роли – человека прямоходящего.

У Алёнки была совсем другая история. По физическим параметрам она давно была готова ходить. Рано села, долго ползала, сама худенькая и спина крепкая. Я была полностью уверена, что Алёнка пойдет даже раньше, чем Настя. Она ведь раньше перевернулась на животик, раньше села, поползла. В 11 месяцев я впервые обула Алёнке ботинки на прогулку, а Настя стала водить ее за ручки, но…. Затем я полагала, что дочь пойдет в годик. Даже в поздравительном стихотворении ко Дню рождения написала «пупсик наш уже ходит!», но… Потом я вспомнила, что я сама первые три метра прошла, когда мне был год и месяц. Однако и в этом возрасте чудо не произошло.

Алёнка тренировалась, училась, но не торопилась ходить. Вначале мы суетились вокруг нее. Увидели, что малышка сделала пару шагов, и давай подгонять: иди ко мне, давай-давай! А она хлоп на попу и больше и не пытается вставать. Стесняется ребенок! Решили не обращать большого внимания на ее попытки, не сбивать человека с толку… Тем не менее, я все замечала, и продолжала хвалить за успехи. Алёнка все чаще и чаще предпочитала ползанью ходьбу. Ходила на улице в ботинках, взявшись за мою руку. Переступала сама дома босиком или в носках. Делала от 6 до 8 шагов. Однако тренировка происходила от силы один-два раза в день. Остальное время дочь действовала по привычке – ползла к тому, что интересует.

Однажды, когда Алёнке был год, один месяц и две недели она взяла в руки неваляшку и с таким грузом прошла свои первые три метра из зала в прихожую. В это время мы как раз проходили курс массажа – возможно, это помогло. А может просто пришло время, Алёнка сама захотела и смогла ходить, и главное – перестала бояться и стеснятся.

Годик – большой прорыв в развитии

Ближе к годику Настя освоила сразу несколько умений. Она стала указывать пальчиком, куда идти или на то, что ее интересует. Научилась сама крутить юлу, собирать пирамидку – я даю ей кольца, она нанизывает. Стала танцевать – раскачивать руками под музыку. Делает «пока-пока» ручкой, когда провожает бабушку с дедушкой. Делает «ладушки» сама, но по заказу почти не делает, только когда сама захочет. Хлопает в ладоши и улыбается – сморит на реакцию мамы. Еще играет пальцами на губах, как на струнах. Кто научил – непонятно. Кормит нашего попугая булкой, а один раз даже схватила его на лету. Кеша был в шоке, мы с мужем – тоже.  Еще научилась играть в мяч – ползает или бегает за мячом и катает его рукой. Освоила немаловажные навыки для своей безопасности: слезает и залезает сама на кровать или диван, без криков и капризов сидит в автокресле, чаще всего в нем засыпает.

Ближе к году стала приобщать малышку к искусству. Вместе с подругой, у которой сынок такого же возраста, как моя Настя, водили малышей на выставку кукол ручной работы, выставку картин и фотографий. В 9 месяцев мы носили деток на руках, шли туда, куда хотели сами. Ближе к году стали водить уже за ручку. Ноги у Насти заплетались, но она упорно шагала. Спустя какой-то месяц уже не я, а сама дочка меня по выставке водила: пальчиком указывала, куда идти. Настена выражала восторг голосом от обширных пространств выставочного зала, даже стучала ладошкой по витринам.

Младшая Алёнка тоже освоила к году большинство из основных навыков, но условия затворнической жизни из-за частых ОРВИ сказались на том, что умения «ладушки» и «пока-пока» оказались практически невостребованными. А вместо попугая у Алёнки есть собачка Мухтар, которую она регулярно трепет за шкуру и хлопает по голове. Из-за того, что живем в доме, Алёнка довольно рано и очень быстро стала забираться вверх по лестнице – вначале ползком, потом шажком. Пришлось папе вешать калитку на входе.

Слово «ма-ма» Настенька впервые произнесла в 8 месяцев. Однако каждый день не говорила. Чаще всего, произносила «ма», «мам» или просто мычала, когда хотела, чтобы я ее взяла на руки и покормила. К году наш словарный запас состоял из следующих слов: мама папа, баба, бах (говорила, когда падает игрушка). Младшая Алёнка сразу продемонстрировала, что она папина дочка. Я знала, что звуки «п» и «б» деткам легче произносить, и терпеливо ждала, когда же произойдет чудо. В 10 с половиной месяцев младшенькая наконец произнесла «ма-ма». Я обрадовалась, но не тут-то было. Вскоре дочь благополучно забыла это слово.  Даже в год с лишним она говорила «мама» очень редко, и не по заказу. Обычно, когда я тискала и целовала ее, она прижималась ко мне и очень нежно произносила: «па-па»… Я ей отвечала: «ма-ма!» Она мне возражала: «па-па!». И так до тех пор, пока я окончательно не сдамся: «Хорошо, убедила. Буду папой. Я тебя тоже очень люблю!».

P.S. Эта запись предназначена для частного использования. Публикация и распространение возможны только с указанием авторства. Использование в коммерческих целях запрещено. Автор текста и фото: Анна Аткина. «Записки мамы».