Везу сына в коляске — возвращаемся домой с детской площадки. За нами увязалась собака-дворняжка. Бежит, все обнюхивает, не отстает. Черненькая такая. Думаю про себя – прямо как наш Мухтар. Он пропал больше двух месяцев назад. И я, видимо, уже соскучилась по нему…
Подхожу к дому. Навстречу бежит породистая собака, за нею с криками гонится её хозяйка, соседская девочка. И я когда-то так бегала за Мухтаром… Решила ей помочь, стала ногой на поводок. Девочка подбежала и забрала собаку. Однако неугомонный пёс заприметил эту черненькую собаку и рванул с такой силой, что сорвался с ошейника. Обе собаки побежали на поле, девочка в отчаянье последовала за ними. Я вздохнула ей вслед. Как мне это знакомо…
За неделю до того, как пропала моя собака, с ней случилась неприятная история. Это произошло на Страстной неделе. Мухтар улизнул за калитку. Он часто так делал: бегать во дворе ему наскучило. Подумала тогда: ничего страшного, нагуляется и прибежит домой. Но в этот раз он пошел к новым соседям. Они недавно переехали, и у них во дворе жила небольшая собачка, тоже дворняжка. И вот Мухтар решил с ней полаяться. Соседи позвали меня, потому что не могли расцепить собак. А я даже поводок с собой не взяла. Прихожу, а там Мухтар загнал под лавку бедную псину и со злостью лает на всю округу. Оттаскиваю его за ошейник – огрызается на меня. Он в состоянии аффекта обычно хозяев не признавал. Более того, очутившись на улице, мой свободолюбивый пес удирал от меня как от огня и на крики хозяйки не реагировал.
Оттащила Мухтара от лавки, где пряталась соседская собака. Казалось, победа близка! Вот здесь бы прицепить к ошейнику поводок, но его нет… И тут происходит неожиданное. Мухтар с силой выворачивается, огрызается. Я от страха бросаю ошейник… И тут началась бойня, как в боевике. Мухтар выгнал собаку из-под лавки и давай ее кусать! Жертва пытается убежать, но нигде спрятаться не может. Следы крови, крики соседки. Я бегаю туда-сюда и ничего не могу сделать… Потом обе собаки выскочили на улицу через дырку в заборе.
Я стыдливо продвигаюсь к калитке, бегу к себе домой за поводком. Потом бегаю по улице, зову Мухтара. А он, как всегда, от меня убегает. Тогда я со злостью отворачиваюсь от него и иду в сторону дома, всем видом показывая, что обиделась. Смотрю, уже бежит за мной, позволяет надеть на себя поводок. Вид у него довольный – поохотился, загнал «дичь». К тому же сам не пострадал.
А, бывало, бросался на больших собак и получал сдачи. Гонора у Мухтара всегда было много. На нашей улице живет породистая собака Умка — по размерам в три раза больше нашего пса. Такая же свободолюбивая как Мухтар: постоянно находит лазейки и сбегает со двора, а потом бегает по улице и наводит свои порядки. Мухтар с Умкой часто пересекались, но подранные уши у нашей собаки быстро заживали. А однажды Умка прокусил нашему псу холку. Закрытая рана стала гноиться. У Мухтара глаза погрустнели, от еды отказывался, ему явно было плохо. Промыть рану пес не давал.
Его отношение к медицине было резко отрицательным – заподозрив неладное, огрызался не на шутку. Он был приблудной дворнягой, мы взяли его с улицы. Пёс, конечно, нас любил, но в критических ситуациях доверял только себе. Пришлось вести его к ветеринару, предварительно купив и надев намордник. Иначе чужих людей покусал бы точно! В ветклинике ему сделали укол со снотворным. И только когда псина уснула, смогли рану промыть и обработать. Трудно было обрабатывать еще из-за густой шерсти, поэтому холку вначале побрили. Дома я просто пшикала на рану антисептик и давала собаке таблетку антибиотика, спрятанную в сосиске. И все обошлось!
Мы не могли с Мухтаром проводить элементарные медицинские процедуры – дать глистогонный препарат, покапать на холку капли от клещей. Он был очень умный пес, и чувствовал подвох — когда просто его гладили и угощали, а когда втирались в доверие, чтобы потом обмануть. Школа бездомной дворняги была им пройдена на пятёрку. Несмотря на то, что его регулярно кормили, он продолжал наведываться на мусорку. А вкусные косточки прятал на черный день, закапывая в клумбах.
Еще он знал всю округу – все улицы нашего поселка и ближайшие магазины. Сколько раз слышала от соседей – ваш Мухтар нас до магазина проводил. Его знали все мамочки, которые регулярно гуляли с коляской. Он их сопровождал по всему маршруту, а потом лез в багажник коляски за угощением – детским печеньем. Если он убегал со двора, то мы не волновались, как за породистую собаку – знали, что вернется, не заблудится. Но только не в этот раз… Что могло случиться?..
Однажды я уехала на ночевку к бабушке, и пес убежал — еды ему на два дня не оставили. Тогда нашла его возле магазина, он там побирался. Продавцы его подкармливали. В этот раз к магазину я несколько раз ездила, продавцы Мухтара не видели. А несколько месяцев назад пёс забежал во двор к добрым людям, тоже его покормили, чудом нашли мой телефон и позвонили. Так мы забрали собаку. Жаль, что адресник на ошейник я так и не повесила… Сбила машина?.. Проехалась несколько раз по улицам в нашем Таврово, поспрашивала людей. Никто – ничего. Может попал под отлов?.. Позвонила в собачий приют, куда отвозят собак после отлова, прислала им фото моей собаки. Говорят, что такой не было.
Мухтар любил бросаться на машины, облаивал их в молодости часто. Однако в последние годы поумнел. Он прожил у нас почти 10 лет. Пришел к нам сам уже взрослым, не щенком. Это было поздней осенью, в ноябре. Как раз в канун моего дня рождения. Я гуляла с дочкой в коляске, ей было около двух лет. И однажды за нами увязалась собака. На вид невзрачная. Черненькая, кучерявая, небольшого роста с короткими ногами. Выражение морды нахальное, глаза на выкате, уши торчком, а хвост почему-то купирован.
На первый взгляд пес был несуразным, нелепым, странным. Отдаленно напоминал бульдога по телосложению. Кучерявость и наглые манеры были явно от дворняжки. Когда я привыкла к виду собаки, то стала замечать её привлекательные стороны. На груди была белая манишка, на ногах белые носочки. Большие умные глаза были говорящими, как у человека.
Пёс стал нас регулярно сопровождать. В благодарность вынесла ему поесть. Потом еще раз, и еще. У нас тогда не было забора. Мы только в октябре переехали из квартиры. Зато на веранде у нас стоял старый диван. А псу надо было где-то перезимовать и где-то точить зубы. И этот диван ему идеально подходил… И собака решила у нас остаться жить. Не мы решили, мы не могли его привязать, загнать во двор, у нас тогда не было двора и будки с цепью не было. Все это появилось потом. Жили почти в чистом поле. Муж пытался прогнать «такое внезапно свалившееся счастье». Кричал при появлении пса «Пошел вон!», но я решила назвать его Мухтаром. У меня в детстве была любимая собака Мухтарка. Подумала, пусть и у моих детей в детстве будет Мухтар…
К весне диван был весь изгрызан, пришлось его сжечь. Поставили на веранду кресло, а Мухтару решили сделать будку. В скором времени пришлось купить и цепь. Нахальство Мухтара прославило его на всю округу. Он гавкал на прохожих, бросался под колеса машинам. И все спрашивали: чья это собака?! Мы отнекивались: мы просто её подкармливаем. Но когда ближайшие соседи въехали в дом, они вынесли свой приговор – если это ваша собака, привяжите её!
Как Мухтару было тяжело – его свободу отобрали взамен на миску с похлебкой! Пришлось с собакой гулять на поводке. А команды рядом он не знал и так и не выучил. Он знал только свободу. Поэтому рвался с поводка как сумасшедший — ошейник сдавливал ему горло, он хрипел, но все равно тянул вперед. Я едва поспевала за ним. Только на обратном пути пес немного успокаивался, и мы шли медленнее.
Самые счастливые моменты общения с Мухтаром происходили во время велосипедных прогулок. Пёс с радостью сопровождал меня. И даже хорошо себя вел, хотя был без поводка. Дорога, новые места и запахи захватывали собаку, и у нее не было желания гавкать на прохожих и на машины. Конечно, он мог увязаться за другой собакой, но я в этом случае прибавляла газу, звала своего пса, и он благополучно удирал от сородича. Особым удовольствием было для Мухтара полаяться с собакой, которая сидит в другом дворе на привязи. Он просовывал голову в щелку под забором и наслаждался лаем. Другая собака не могла ему ничего сделать, она была в неволе, а он на свободе.
Недалеко от дома был пруд. Нужно было проехать 10 минут на велосипеде по нашей улице, потом спуститься вниз по дачному поселку, и вот уже место для купания. Каждое лето несколько лет подряд мы ездили туда купаться всей семьей. Когда на берегу было много людей, Мухтара старались не брать, потому что он ходил побирался к людям и мог залаять не к месту. А когда я ездила на пруд рано утром перед работой одна, то обязательно брала пса с собой.
На пруду никого не было, и я купалась вместе с собакой. Точнее он прыгал в воду первый, пока я раздевалась до купальника. Потом плавала я, а он за меня волновался! Забегал на мостик и лаял вдогонку. Наверное, кричал мне: не плавай далеко! А я все-равно плавала… Мухтар бегал по мостику туда-сюда, потом терпение его лопалось, и он прыгал в воду и плыл за мной. Тут уж мне приходилось поворачивать назад. Теперь я начинала волноваться за него – как он с середины речки на берег доплывет, еще выбьется из сил…
Когда я забеременела вторым ребенком, мы начали ставить забор. Родилась вторая дочка, забор был уже с трех сторон. В это время на нашем дворе поселились две кошки – мама и дочка. Мама по кличке Бусинка рожала котят 5 раз, всех раздавали добрым людям. Одного котенка никто не взял, и мы решили оставить кошечку себе, назвали Лапочкой. Мухтар относился к кошкам с почтением, не обижал ни кошек, ни котят. Зато, когда к нам во двор изредка пробирались соседские коты, собака их гоняла нещадно.
Четвертую сторону забора мы поставили, когда у нас во дворе появился конь по кличке Бихол. С одной стороны, Мухтару привалило счастье – мы перестали его привязывать, он бегал вольно во дворе. С другой стороны, такой огромный сосед по двору – это стресс. Собака лаяла на коня, бегала вокруг него кругами, пытаясь укусить его задние ноги. Конь терпел, но однажды дал сдачи задним копытом. Мухтар понял, что лаять бесполезно – конь никуда не уходит и будет жить в нашем дворе. Собака спокойно забегала в леваду, где я занималась с лошадью, и получала сахарок за компанию с конем. А вот Бихола собака раздражала – он пытался прогнать непрошенного гостя со своей территории – зажимал уши и гонялся с устрашающим видом за собакой.
Мухтар бегал во дворе и забыл, что такое цепь, но ему такая свобода скоро наскучила. И он стал рыть подкопы под забором. Муж их регулярно закрывал досками и камнями, но старательный и упрямый Мухтар все это умудрялся отодвигать. Стал он пролезать и под воротами, пришлось прикручивать полоску метала снизу. Еще Мухтар зорко дежурил возле калитки. Только мы входили или выходили, он тут как тут – юркнул между ног и был таков. Прицепили ему поводок, и он бегал все время с ним. Это сделали для того, чтобы можно было его быстро поймать. Только пёс выбежал, мы вдогонку бежим, хватаем за поводок и ведем беглеца во двор.
Мы боролись с собачьими хитростями, потому что Мухтар вел себя на улице довольно нагло. Облаивал нашу машину, бежал за ней, когда мы уезжали. Облаивал прохожих, велосипедистов и чужие машины. Но самое ужасное свое поведение он демонстрировал, когда кто-то гулял мимо нашего дома с собакой. Бегал кругами, набрасывался с лаем на собаку. Могла и драка завязаться. Бедный хозяин собаки! Да и мы бедные, опозоренные. Сколько раз я с досадой повторяла Мухтару: «Зачем ты нас позоришь?..» Но все-таки эти случаи были не каждый раз, когда он убегал со двора. Чаще всего – побегает, проголодается и прибежит обратно сам. Приманивать его едой на улице было бесполезно, ни ласка не помогала, ни угрозы – всем своим видом Мухтар демонстрировал, что свободу не купишь!
Зимой пес убегал на волю реже. Когда собака сидела на цепи, она зимовала в будке. Мы утепляли будку как могли, но морозы были такие, что с утра у пса отнимались ноги – вели его в котельную на несколько часов, чтобы отогрелся. Когда построили конюшню, будку убрали за ненадобностью. Мухтар зимовал в конюшне на сене. Конечно, дверь в конюшне сильно пострадала от его зубов и когтей. Он не понимал своего счастья, а стремился к свободе, как всегда.
Зимовка в теплом помещении была для пса спасением, потому что последние годы он подвывал по ночам – что-то у него явно болело. Он с утра прихрамывал, потом разбегается, вроде все в порядке. Я чувствовала неладное, но надеялась на лучшее. Теми более, что наступила весна. Мухтар стал ночевать на диване, который стоял на веранде.
Прошлым летом у нас в семье появился маленький сыночек. Я часто гуляла с коляской и брала с собой Мухтара. Одной рукой коляску качу, другой рукой поводок с Мухтаром еле удерживаю, он ведь тянет, как всегда. А еще младшая дочка Алёнка рядом на велосипеде. И таким составом мы ходили на детскую площадку. Там пса привязывали к столбу, он то сидел, то гавкал на других собак. Помню, как мы так гуляли с Мухтаром в последний раз весной. Алёнка осталась на площадке, а я решила пройтись с коляской и Мухтаром по улице. Пёс бежал активно, как всегда.
В марте во дворе сажали первоцветы, принесенные из леса и подаренные на 8 марта. Алёнка помогала сажать, Алёша сидел в коляске. А Мухтар приметил пластиковую баклашку и давай за ней гоняться. Алёнка тоже пошла с ним играть. Забрала баклашку, подняла наверх. И Мухтар подпрыгнул за ней на полметра! Я успела сфотографировать его в полете. На память.
Прошла Пасха, и на Светлой седмице Мухтар прошмыгнул в калитку, как всегда, но только в последний раз. И никто не помнит, как это произошло. Никто не бегал его ловить. Выбежала собака и не вернулась. И я не сразу стала бить тревогу. День-два была занята какими-то делами. Потом уже стала ездить по ближайшим магазинам и расспрашивать людей, писать сообщения в группу нашего поселка, звонить в службу отлова. Все безрезультатно.
Потом Мухтар мне стал сниться. Как будто он прибегает сам, или его заводят во двор добрые люди. Снился веселым, нахальным, не унывающим, улыбающимся своей собачьей улыбкой. Он словно хотел меня подбодрить, сказать, что у него все хорошо. Он наконец-то обрел настоящую свободу, к которой так стремился всю жизнь…