ГОД НА ДИСТАНЦИИ или как в нашей семье проходило дистанционное обучение

Подошел к концу учебный год. Для белгородских школьников он прошел дистанционно. И если студенты и работники «на удаленке» уже после эпохи ковида привыкли учиться и работать на расстоянии, то детям привыкнуть к этому было намного тяжелее. Не сидеть за партой в классе, не тянуть руку, не ощущать на себе взгляд учителя – значит мало чему научиться… Не общаться вживую с одноклассниками на шумных переменах – значит не найти друзей… Однако у «дистанционки» было и много плюсов. В своей семье я их оценила, и когда все ругают «дистант», я его частично защищаю.

Безопасность детей – главный плюс дистанта и причина его введения в Белгородской области. Прошлой весной дочки еще ходили в школу и садик, и в родительских чатах постоянно писали: срочно заберите детей, школу эвакуировали! В октябре было очень громко в Белгородском районе, в частности, у нас в Таврово. Отдаленные взрывы были слышны по несколько раз в день. Многие наши соседи переехали в другие города — кто-то на юг, а кто-то, наоборот, на север. Я боялась спать на втором этаже в своей спальне, спала в комнате девочек. А когда «бахало» мы с дочками убегали из зала, потому что там большое окно. Сидели в детской спальне, уроки делали на закрытой крышке пианино. Однажды нашли у себя в огороде полуметровый осколок ракеты, в трех метрах от дома упал… В этих условиях учиться дистанционно – был единственный выход. А потом мы втянулись и поняли, какие еще есть преимущества дистанта.

Дети меньше болеют, ведь редко бывают в общественных местах. У меня дома вместе с сестрами-школьницами живет маленький сыночек, и я очень рада, что в первый год его жизни девочки занимались дистанционно. Малыш почти не болел в это время. Вспоминаю сентябрь, когда еще не ввели дистанционку: первоклассница Алёна за месяц болела два раза! Новый коллектив, адаптация… И когда в октябре нас посадили дома, я облегченно вздохнула. Пусть трудно быть с утра до вечера дома с тремя детьми и контролировать учебу двух школьниц, но лечить малыша от принесенных из школы инфекций еще труднее!

Можно поспать подольше – важный плюс. За этот год мы с детьми реально высыпались! Особенно было здорово дольше спать зимой, ведь так не хочется вставать с постели, когда за окном еще темно. А если дети высыпаются, то они не спят на уроках, не падают вечером с ног от переутомления и не хнычут на другой день, что не хотят в школу. Теперь мы дружно встаем в 8 утра, и нам не стыдно!

Нет суеты по утрам, ненужных сборов детей в школу – причесываний, наглаживаний блузок и прочего – и не нужно стоять с ребенком в автомобильной пробке. Год назад все это было в нашей жизни, и ещё свежо в памяти. Я вставала в 6 утра, готовила одежду себе, мужу и двум дочкам, с трудом будила девочек в 6.45, причесывала их в постели… И стабильно сорок минут мы ехали в школу и садик «по пробкам»… Теперь девочки встают за двадцать минут до начала занятий, одевают домашнюю одежду, расчёсываются и делаю себе хвостики, настраивают компьютер и вперед.

Я в курсе всех учебных дел. Вижу и слышу, как проходит учеба у моих детей. Более того, часто ловлю себя на мысли, что как будто сама присутствую на уроке: то учитель воодушевленно рассказывает новую тему, то делает важные замечания по дисциплине, то рассказывает, когда планируется контрольная работа. Первые месяцы дистанта так реально было. Дочки занимались в зале за большим столом. Алёна за ноутбуком, Настя – со своего смартфона. Микрофоны были включены у обеих… Не знаю, как мы могли по три часа находится в таком шуме?! Причем тут же под ногами учился ползать наш Алёша, и тоже издавал звуки… Потом мы настроили интернет на большом компьютере в другой комнате, и туда перешла Алёна. А Настя получила в подарок на день рождения беспроводные наушники. Однако я успела прослушать краткий курс школьной программы за 1 и 4 классы!

Дома дети могут быстро получить помощь взрослого, если им что-то непонятно в учебе. Учителя бывает неудобно переспрашивать. Самый распространенный вопрос в первом классе – а какая страница? Конечно, за всем уследить и все объяснить невозможно, особенно когда два школьника по очереди просят помочь. Каждое утро я «подрабатывала» помощником учителя – объясни, найди в учебнике, принеси карандаши, уточни в интернете. После этого уставала морально, но ни о чем не жалею.

Конечно, в дистанционном образовании есть минусы. Оно и понятно это обучение второго сорта. Мы учимся на дистанционке, потому что вынуждены, ради безопасности своих детей. Если бы можно было выбирать, я бы выбрала очное образование. Ну раз вынуждены, значит приходится мириться и с минусами.

Не все родители могут находиться дома рядом с детьми, а декретный отпуск обычно заканчивается. Кто-то до вечера на работе, и учебой детей занимаются бабушки и репетиторы. Не у всех есть «ученые» бабушки и деньги на репетиторов. И большинство родителей приходят с работы и, превозмогая усталость, садятся делать домашнюю работу с ребенком и сидят до поздней ночи, и так пять дней в неделю.

Родители – совсем не учителя, они не получили педагогического образования, не могут грамотно объяснить тему в начальной школе, не говоря уже о сложных темах из алгебры, химии и физики 8 класса. Ребенку приходится ждать, пока папа с мамой сами разберутся. Мотивация у него падает, усталость берет свое. Все нервничают…

У дистанционного образования нет каких-то единых правил, многое зависит от учителей и руководства школы. Дети моих друзей на он-лайн уроках устно проходят тему, ничего не записывая, а потом до ночи делают классную и домашнюю работы вместе. У других друзей ребенок вынужден с закрытыми глазами читать стихотворение или пересказывать прозу, а мама записывает видео и отправляет учителю.

А моя дочь в конце каждого урока решает карточку с заданиями. В течение перемены нужно сфотографировать и прислать свою работу, и это приравнивается к домашнему заданию. Настя недовольно заявляла мне – у меня нет перемены, я не могу отдохнуть! Однако в обед половина домашних заданий у нее сделаны и можно спокойно поехать в город на дополнительные занятия. Дочь еще учится в художественной и музыкальной школах.

Он-лайн уроки проходили только по основным предметам. Физкультуру, музыку, изо, технологию приходилось изучать самим по картам уроков. Выражение «работать по карте урока» для нас означало что-то необязательное, что можно не делать или сделать потом, если останется время. Однако было время, когда учителя уходили на учебу или у нас пропадал интернет, тогда мы просто выполняли упражнения по этим картам. Надо сказать, что организовать себя самим было очень трудно. Детям хотелось подольше поспать, первоклассницу Алёну было очень трудно усадить за уроки, а старшей Насте приходилось выполнять в три раза больше упражнений, чем во время он-лайн уроков.

Дистант расслабляет, это доказано. Так было у нас и у наших друзей. В первые месяцы удаленной учебы дети еще делали прически и одевали нарядные кофты перед тем, как сесть за уроки. Прошло время. И что мы увидели – сидят непричесанные в пижамах с выключенными камерами. Просишь включить камеру – не хотят. А зачем? Мне хорошо, я в домике, никто меня не видит. Учитель вызывает по списку ученика, а в ответ тишина. Одна крылатая фраза учителя мне понравилась: «Включил Сферум и пошел спать…» 

Моя первоклассница Алёна держалась долго. Сидела перед камерой смирно, боялась встать и сделать лишнее движение. Я за ее спиной все ходила, она меня прогоняла: в камере тебя видно! Вскоре она освоилась, научилась включать компьютер и запускать Сферум, включать микрофон и камеру. Потом она стала заниматься в отдельной комнате. И бывает захожу в комнату, а она сидит с выключенной камерой, яблоко жует, рисует. Какую страницу нужно открыть она не знает, рабочая тетрадь у нее куда-то делась, пенала тоже нет. И маму она не зовет – авось урок скоро закончится, и никто ничего не заметит.

Во время дистанционного урока внимание детей рассеивается. Даже когда дети сидели возле компьютера на моих глазах, они постоянно отвлекались. Урок где-то там, а реальная жизнь – здесь. Малыш ползает под столом, за ноги хватает. Я что-то спросила, мне кто-то позвонил. Дочки даже умудрялись поссориться друг с другом во время урока из-за того, что не могли поделить шариковую ручку. Бывало, что мы во время урока завтракали! Перемены у девочек не совпадали, а кушать хочется. Вот так и ели, пока учитель урок вел. Еще старшая Настя во время уроков умудрялась плести из бисера сережки и фенечки, играть в игры и переписываться в мессенджерах.

Самый главный минус дистанционки – школьникам стало неинтересно учиться. И как следствие — учиться наши дети стали хуже — мне посетовали на это мои подруги. И я была разочарована оценками дочери, ведь ожидала другого. Сидим дома в спокойной обстановке, я подсказываю как могу, когда угодно можно уточнить любой вопрос в интернете. Но глаза деток погасли, учиться им уже не хочется… Спрашиваю – почему? Дочь отвечает – в школе все настраивает на учебу, мне на литературе было интересно слушать рассказы, видеть глаза учителя, смотреть на доску, а сейчас рассказы слушаю в наушниках как фон, а руки и голова другим заняты.

Настя перешла в 5 класс, у нее появится много новых предметов. Она мечтает снова пойти в нормальную школу, не дистанционную. Пусть придется раньше вставать, пусть нагрузка будет больше, но зато можно от каждого учителя перенять любовь к своему предмету лишь посмотрев в его горящие глаза, а не на экран монитора. Алёна закончила первый класс, но с трудом вспоминает, как выглядит её первая учительница. Она помнит только её лицо на экране, а полного образа в её сознании нет. Еще она так и не успела подружиться со своими одноклассниками. Дистанционка дружить не научит!

P.S. Эта запись предназначена для частного использования. Публикация и распространение возможны только с указанием авторства. Использование в коммерческих целях запрещено. Автор текста и фото: Анна Аткина. «Записки мамы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *