8.00. Собирается на работу папа. И пупсики по очереди начинают просыпаться. Чаще всего первой открывает глазки младшенькая. Оно и не удивительно: она раньше засыпает вечером. Веселый карапуз, повизгивая от избытка сил, норовит разбудить сестренку, то и дело хватая ее за волосы или вставляя пальцы в ее нос и рот. Старшая дочка возмущенно вскрикивает. Однако вскоре дети, весёлые и довольные, уже скачут по кровати, изображая коня и всадника. Мама в это время пытается заправить постель.
8.30. Несу малышку на руках в ванную, чтобы умыть, снять памперс. Зову старшую, однако день на день не приходится: иногда идет с нами, демонстрирует младшей, как надо правильно ходить на горшок, чистить зубы, а иногда – сразу бежит к игрушкам и ее не дозовешься.
9.00. Пора готовить завтрак. Выпускаю переодетую малышку на пол, предлагаю поиграть с сестрой. Чаще всего получается ее отвлечь игрушками, но бывает приходится заниматься готовкой с ней на руках. Получается поставить кастрюлю, вытащить молоко из холодильника, помешивать кашу ложкой. А вот чтобы, например, разбить яйца для яичницы, сажаю ее на пол. Она визжит от возмущения, через две минуты снова беру на руки.
9.30. Садимся завтракать. Себе – овсяная каша, старшей дочке – ее любимая манная каша, младшей – каша из гречневого толокна. Есть одну кашу на всех получается нечасто, ведь иначе все бы ели манную кашу каждый день… Кормлю младшую, сидящую в детском стульчике. Впрочем, она в нем особо не сидит. Так и норовит встать, повертеться, потянуться к нашему столу с целью стянуть то ложку, то салфетку – все, что слишком близко лежит.
Старшая дочка ест сама. Однако время от времени случаются приступы «младенческого поведения»: Мама, покорми меня! Сделай самолетик в ротик. Я не отказываю. Она ведь видит, как я кормлю малышку, и ей тоже иногда хочется побыть маленькой. Однако радует, что все чаще старшей дочке хочется стать взрослой. Она просит позволить ей покормить сестричку, и сама ей делает самолетик в ротик. Еще за столом у нас актуальна игра «кто первый съест кашу». Раньше старшенькая требовала подарки за первое место, сейчас она довольна уже тем, что «Она первая!».
10.00. После помывки посуды стараюсь сделать некоторые домашние дела: забросить стирку, разложить уже чистое белье, подмести или помыть пол по мере необходимости. Сытые дети играют в это время вместе. Случаются и стычки между ними. Например, когда старшей недавно подарили новую игрушку, и ей хочется поиграть с ней одной. А малышка все лезет и лезет. В этом случае я отправляю старшую на диван или за стол, а перед этим прошу, чтобы она предложила младшей взамен другую игрушку. Пока срабатывает!
11.00. Собираемся гулять. Для младшей это означает – сон в коляске. Первой одеваю старшую дочку. Малышка в это время играет в прихожей с маминой обувью. Затем старшенькая сама выходит гулять во двор. Благо, у нас есть забор. И она хорошо знает, что на дорогу одной выходить нельзя, однако запрет этот иногда нарушает… Затем я наполовину одеваюсь сама. В последнюю очередь одеваю малышку. Зимой, когда приходилось надевать много одежды, Алёнка возмущалась, когда я запихивала ее в комбинезон. Оно и понятно: вяжут человека по рукам и ногам. В комбезе трудно двигаться, руками ничего не схватишь. С наступлением весны стало поменьше одежды, и Алёнка ведет себя поспокойнее.
12.00. Наконец-то мы на улице! Сидеть маме с двумя детьми в четырех стенах очень тяжело, прежде всего, морально. И здесь прогулки очень выручают. Малышка мерно посапывает в коляске, старшая дочка качается на качелях, играет в песочнице. Детскую площадку сделал во дворе своими руками наш папа. И теперь у мамы есть возможность при хорошей погоде покопаться в клумбах, подмести двор. В любую же погоду есть два основных дела – покормить собаку и вынести из дома мусор. Еще мы с дочками часто катаемся по улицам поселка: младшая – в коляске, старшая – на велосипеде. Когда Настя еще ездила на трехколесном велике, то мне приходилось везти на себе оба транспорта – велик и коляску. Потом Насте подарили двухколесный велосипед с пристяжными колесиками по бокам. Дочь быстро освоилась на нем, и теперь она ездит сама. И мне стало полегче. Все вместе мы ездим в ближайший лес, в магазин. А по хорошей, сухой погоде – даже выбираемся на пруд, на пикник. Благо, что все эти объекты находятся не очень далеко. Иногда просто катаемся по улицам поселка, или же принимаем гостей у себя.
К нам на площадку приходят соседские ребятишки Настиного возраста или старше. Тогда во дворе стоит шум и гам. Насте весело, а вот Алёнка часто просыпается. Однако в последнее время младшенькая перестала спать в коляске, все больше бодрствует. Ей уже годик, да и погода летняя, вокруг так красиво. И она рассматривает и пытается сорвать листок, цветок или травинку, наблюдает за детками и визжит от восторга, тянется погладить собачку, стремится залезть в песочницу, поднять с земли камушек. Она учится ходить, держась за мою руку. Я и ребята качают ее качелях. В общем, к году Алёна перешла на одноразовый сон, и стала спать преимущественно дома, а не на улице, как раньше. Пупсик растет и социализируется!
14.00. Пора домой. Обедать и укладывать малышку спать. Не могу сказать, что у меня получается укладывать младшенькую в одно и то же время. День на день не приходится. Бывает, только к одному режиму привыкнешь – например, укладывать спать в обед. На другой день малышка вдруг поспит дольше с утра, и соответственно обеденный сон переносится часа на четыре вечера. А уложить спать обоих детей в одно время – это для меня подобно чуду. Старшая перестала спать в обед в 2,5 года. Однако иногда – дома или в саду — она все же спит по 2 часа. Правда потом не может уснуть до 12 ночи. А если не поспит, то засыпает сама в 9-10 вечера без всяких сказок на ночь.
В итоге я поступаю так: иду укладывать малышку, а старшую не дергаю, пусть выбирает сама, что ей хочется – играть или спать. Чаще всего Настя, чуть поиграв, приходит к нам, ложится рядом и просит сделать ей массаж. В идеальном варианте засыпают все, даже я. А бывает и так: Настя будит Алёнку громкими разговорами, малышка начинает ползать по сестричке, в результате не спит никто. В этом случае главное — сдержаться и не обрушить скопившуюся досаду на деток, прежде всего, на старшенькую. Не зацикливаться на режиме – ну, не получилось поспать у Насти – раньше уснет вечером, не получилось у Алёнки – малышка через часок-другой снова попросится баиньки.
16.00. В идеале обедаем мы перед сном. Однако бывает, что так загуляемся, что, когда приходим домой, малышка сразу требует от меня сисю и отказывается от прикорма. А вот перед вторым нашим выходом на улицу мы должны обязательно покушать, причем все вместе. Чтобы хватило сил хорошенько погулять. Обед готовлю для каждого ребенка отдельно. Для малышки варю овощные рагу в разных сочетаниях. Насте – суп или картофельное пюре со сметаной. Очень выручают бабушкины самолепные вареники и пельмени, которые старшенькая очень любит. Сама же ем то, что ест Настя, или доедаю то, что осталось с ужина.
Если с погодой не повезло, то гуляем только один раз. А в то время, пока младшенькая спит, я пытаюсь заняться домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. Старшая часто мне помогает. Она поняла, как отжимать швабру с помощью рукоятки, и теперь у нее получается мыть пол. Желание поелозить шваброй у нее возникало давно, но это заканчивалось лужами на полу и недовольством мамы. Сейчас у дочки стало лучше получаться, и я стала меньше раздражаться и больше привлекать ее к уборке. А вот развешивать белье у нее пропала охота. Раньше – в два-три годика – она с радостью подавала мне белье, а я вешала. Сейчас зову ее, а она отвечает, что у нее важные дела… В свободное от дел время мы с Настей рисуем гуашью и цветными мелками, делаем из цветной бумаги открытки к праздникам, шьем какие-нибудь мелочи (браслет, прихватку и др.), просто играем в настольные игры, в прятки, в кукольный театр и др. К сожалению, это происходит не так часто, как хотелось бы.
18.00. Скоро приедет с работы папа. Надо приготовить ужин, и самое главное – убрать разбросанные игрушки. С этим часто возникают проблемы. Есть несколько вариантов развития событий. Первый – профилактический. Больше гулять на улице, тогда в доме будет чисто. Второй – сказкотерапевтический. Уговаривать ребенка, используя различные образы и т.д. Например, у каждой игрушки должен быть домик, свое место. Или игрушка обидится и уйдет к другой девочке, если ее не положить на полку. Третий — поощрительный. Вот уберешь игрушки, папа будет рад и подарит тебе конфету и т.д. Четвертый – конфликтный. К нему прибегаю, когда остальные методы не помогают. Говорю, помоги мне убрать игрушки, а то папа будет ругаться, завтра не пойдешь в бассейн, скажу папе, чтобы ничего вкусного тебе не привозил из магазина. И самый тупиковый путь: а то дам по попе…
19.30. Ужин всей семьей. Даже Алёнка кушает вместе с нами. Бывает, что Настя заигрывается, и ее не дозовешься. Я все же настаиваю, чтобы она пришла. Если есть не хочет, то просто посидела за одним столом, пообщалась с папой. Обычно, когда она садится, видит еду, то тоже что-нибудь просит для себя.
20.30. Помывочная кампания. Дочки купаются в одной ванночке. Пока помещаются. Думаю, вскоре придется купаться в большой ванне. Алёнка первая залазит, и первая вылезает из ванночки. Настя же может долго играть с резиновыми игрушками, учиться нырять. Потом они с папой моют длинные волосы, чистят зубы, вытираются, одевают пижаму и сушат волосы феном.
21.30. Укладывание малышей спать. Алёнка обычно засыпает к 10-ти часам. Настя – попозже, к 11. Пока я кормлю Алёнку сисей перед сном, они с папой смотрят мультики. Раньше мы укладывали Настю с помощью книжек. Сейчас папа нашел более легкий путь. Впрочем, легкий, но не лучший. Часто старшенькая жалуется, что не может уснуть сама в отдельной кровати. Приходит к нам на большую кровать. Засыпает после массажа. Иногда получается, что старшенькую укладываю я, а не папа. Это в том случае, когда папа так устал после работы, что у него нет сил. А Настя, поспав под вечер, бегает до 12 ночи. Тогда она сидит со мной в зале. Я глажу или зашиваю вещи, а она лежит на диване, разговаривает со мной. Потом мы идем в ее комнату, и она просит сделать ей массаж и спеть песенку.
23.00. В идеале все детки в это время спят. Муж обычно смотрит фильм. А я, если не усну во время укладывания Алёнки, могу посидеть в Интернете, написать пост в блог. Однако такое счастье случается не каждый вечер. Тем более, что засиживаться до 2 ночи я не могу себе позволить, ведь малышка просыпается в 7-8 утра, и мне нужны силы, чтобы начать новый день. Еще один день, который я проживу со своими двумя детками, родными доченьками.
Вот такой получился рассказ об одном дне, а по сути, о жизни с двумя детками. Конечно, многие моменты у разных семей схожи, но есть и отличия. Прошу поделиться опытом, как вы с пользой для всех членов семьи проводите свой день. Может, кто подскажет, как организовать режимные моменты. Сейчас мне о режиме приходится только мечтать…
P.S. Эта запись предназначена для частного использования. Публикация и распространение возможны только с указанием авторства. Использование в коммерческих целях запрещено. Автор текста: Анна Аткина. Авторы фото: Анна Аткина и Ольга Гостюхина. «Записки мамы».
Майя
С интересом прочитала 🙂 Мы какие-то безрежимные… Как карта ляжет, так и живем. Точнее, режим зависит исключительно от расписания моей работы и Агушиных занятий фигуркой, бассейном, английским. К уборке никого не привлекаю, если Агата занята своими делами, а игрушки перебираю сама один раз в неделю, но основательно:) Ежедневно на это просто не хватает времени… Если удалось хотя бы пару-тройку часов в день плодотворно пообщаться с дочкой не на бегу между секциями, а с учетом ее пожеланий, то считаю, что день удался, и не важно, чем именно мы занимались.
Anna Atkina
Да! Хоть не мы одни такие! Остается утешать себя тем, что, возможно, отсутствие режима способствует росту творческой личности) А насчет плодотворного общения с дочкой, это ты верно подметила. Надо составить девиз: каждая свободная мамина минутка, подаренная ребенку, — залог крепкой дружбы мамы и ее деток…
Ольга
Вспоминаю себя ребенком…Те дни, в которых происходило какое-то нарушение режима, вспоминаются как одни из самых ярких моментов детства.
К режиму, безусловно, надо стремиться (и особенно отчетливо я это понимаю, став взрослой), но иногда «творческая безрежимность» — это нужно)
Анна Аткина
Согласна про иногда! Главное, чтобы творческая безрежимность, как и творческий беспорядок, не становились системными явлениями. Иначе все это превратится в полный хаос)))
Юлия
Я всегда за творчесиво. В противном случае рутина и банальность загрызет. Никуда дела не денутся, все равно их делать нужно, а творчество — это всегда радость!
Анна Аткина
Спасибо Вам, Юлия, за комментарий. Забот меньше не будет, скорее — наоборот. Хочется верить, что просто мы становимся мудрее и учимся верно расставлять приоритеты)
Ирина Кузьмичева
Анют, вы такие молодцы, что успеваете с Настей поиграть, порукодельничать. У меня на это времени не хватает, все время находятся наиболее значимые дела на кухне 🙁 Но уборка в её классическом понимании занимает не так много времени. Гораздо больше у меня уходит на то, чтобы разложить вещи по своим местам (по бОльшей части, детские) и разобрать «горячие точки» из различных записок, бумажек, журналов и пр.
Анна Аткина
У меня те же заботы. Однако именно перед Новым годом понимаешь, что нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы заботы задерганной мамы не мешали ребенку почувствовать приближение праздника. Скорее наоборот, если мама сумеет в гармонии с собой и с ребенком украсить дом, нарядить елку, упаковать подарки, то это будет самым лучшим. Добрая мама — лучший подарок для ребенка)